Раздел TТ. Диагностика неисправностей (новый формат)


Повышенная вибрация

Symptoms

    • Повышенная вибрация
    • Шум в кабине из-за вибрации

How To Use This Tree

Данная блок-схема может быть использована для диагностики всех неисправностей, признаки которых, связанные с повышенной вибрацией. перечислены выше. Начинайте с выполнения пункта 1 процедуры диагностики неисправностей. Пункт 2 содержит ряд вопросов и перечень действий по диагностике, зависящих от признаков неисправности. Выполните операции диагностики неисправностей в порядке, показанном в Разделе "Технические характеристики и ремонт" блок-схемы.

Практические советы

Вопросы для сбора исходной информации при диагностике неисправностей, связанных с вибрацией

1) Марка и модель комплектного оборудования

2) Пробег или наработка машины

3) Выполнялись ли недавно работы по ремонту или обслуживанию?

  • Ремонт и снятие с установкой двигателя, сцепления, коробки передач
  • Неоднократные поломки кронштейнов и (или) болтов крепления генератора, вентилятора, узлов выпускной системы и пр.
  • Внесение изменений в исходную конструкцию транспортного средства

4) Описание вибрации

  • Какие детали вибрируют - зеркало, сиденье, рулевое колесо, кабина, приборная панель и пр.?
  • Есть ли повышенный шум в кабине при вибрации?

5) Условия возникновения проблемы

  • Работает механизм отбора мощности
  • Режим работы двигателя - высокая нагрузка, торможение двигателем и пр.
  • Набор или сброс оборотов
  • На холостом ходу
  • Движение с прицепом или без него
  • Вибрация растет с набором оборотов
  • Вибрация растет с увеличением скорости движения
  • Вибрация возникает на определенной частоте вращения

6) Была ли вибрация у нового двигателя, после ремонта или внесения изменений в конструкцию оборудования?

7) Легко ли воспроизвести условия возникновения вибрации?

8) Есть ли ещё одно аналогичное изделие с теми же проблемами? (При его наличии предоставьте серийный номер двигателя и, по возможности, проверьте транспортное средство)

9) Оборудование эксплуатируется только одним оператором? Если это не так, другие операторы замечают вибрацию?

Общие сведения

Часто очень сложно проводить диагностику и искать исходную причину претензии, связанной с вибрацией. Этот документ должен помочь специалисту пройти по всем элементам процесса поиска источника проблемы. Восприятие вибрации очень субъективно - то, что считается проблемой для одного, может быть нормальным для другого.

Источниками претензий о наличии вибрации могут быть различные узлы и агрегаты - двигатель, агрегат с приводом от него, опоры и оборудование. Вибрация может передаваться из такого места, непосредственно в котором она незаметна.

Опыт фирмы Камминз показывает, что двигатель редко является исходной причиной жалоб оператора. Чаще всего источником вибрации являются опоры двигателя или конструкция различных элементов оборудования. Двигатель является причиной вибрации только при пропуске вспышек или нарушении балансировки узлов.

Причиной вибрации, возникающей только на холостых оборотах, чаще всего являются опоры двигателя. Если их собственная частота колебаний близка к частоте вращения двигателя на холостом ходу, они усиливают нормальную вибрацию двигателя, вызывая повышенную вибрацию соседних узлов.

Собственная частота колебаний

  • Собственная частота колебаний - это частота колебаний тела с наименьшими потерями энергии. В первую очередь, она определяется его массой и упругостью.

Типы вибрации

1) Линейная

а) Вращающиеся детали

б) Реакция на крутящий момент

  • Вызывается нарушением балансировки вращающихся деталей и вспышками в цилиндрах.
  • Можно чувствовать и наблюдать невооруженным глазом.
  • Повышенный уровень такой вибрации вызывает неудобства у оператора и разрушение деталей.

2) Крутильная

  • Периодическое ускорение и замедление вращения деталей.
  • Ограничивается массой маховика и гасителем крутильных колебаний.
  • Оператор её НЕ замечает в принципе.
  • Может вызвать повреждение шестерен и шлицев.

3) Резонансная - на собственной частоте колебания узла

  • По сути это линейная вибрация.
  • Резонансная вибрация возникает за счет усиления линейной вибрации, если её частота совпадает с собственной частотой колебаний узла.
  • Ампоитуда вибрации растет при приближении к собственной частоте колебаний и уменьшается при переходе за нее частоты колебаний источника (вспышек в двигателе).
  • Амплитуда резонансной вибрации может в разы превышать амплитуду колебаний её источника.
  • Вибрация должна ограничиваться конструкцией опор двигателя, кабины и агрегатов.

Опоры двигателя и кабины

  • Конструкция опор должна предусматривать изоляцию или гашение колебаний двигателя и агрегатов.
  • Для максимальнй изоляции рекомендуется подобрать опоры с как можно более низкой собственной частотой колебаний.
  • Хорошие опоры передают на раму не более 50% вибраций в режиме холостого хода.
  • Жесткие опоры, плохо или совсем не изолирующие вибрацию, могут фактически увеличить её передачу на шасси.
  • Жёсткость и размер виброизолятора, а также приходящийся на него вес двигателя или агрегата учитываются в первую очередь при проектировании системы опор. Виброизолятор, нормально работающий для одного двигателя, может плохо работать для другого. Равным образом, из-за разницы веса определённый виброизолятор, разработанный для задней части двигателя, может не подойти для его передней части.

Troubleshooting Steps

ОПЕРАЦИИ ТУ
ЭТАП 1. Выполните основные процедуры диагностики неисправностей.  
  ЭТАП 1А. Запишите ответы на вопросы из раздела "Общение с заказчиком". Форма заполнена?
  ЭТАП 1B. Воспроизведите условия возникновения вибрации по описанию заказчика. Условия возникновения проблемы можно воспроизвести?
  ЭТАП 1C. Проверьте отсутствие активных кодов неисправностей или часто повторяющихся пассивных кодов неисправностей. Есть активные или часто повторяющиеся пассивные коды неисправностей?
  ЭТАП 1D. Выполните основные диагностические проверки. Все операции выполнены правильно?
  ЭТАП 1E. Определите, работает ли двигатель неравномерно. Двигатель работает неравномерно?
  ЭТАП 1F. Осмотрите опоры двигателя (без снятия). На опорах видны повреждения?
  ЭТАП 1G. Проверьте, нет ли контакта агрегата, установленного на двигателе, с рамой или кузовом. Агрегат, установленный на двигателе, касается рамы или кузова?
  ЭТАП 1H. Судовые двигатели. Речь идёт о судовом двигателе?
  ЭТАП 1I. Поведите двигатель по всему диапазону рабочей частоты вращения. Вибрация является устойчивой при частоте вращения ниже 1050 об/мин?
  ЭТАП 1J. Поведите двигатель по всему диапазону рабочей частоты вращения. Вибрация является устойчивой при частоте вращения выше 1050 об/мин?
  ЭТАП 1K. Проверьте, в каком диапазоне частоты вращения двигателя возникает вибрация. Частота вращения, на которой возникает вибрация, выше 300 - 400 об/мин?
ЭТАП 2. Выполните проверки для низкой частоты вращения.  
  ЭТАП 2A. Поверьте, не слишком ли велика нагрузка от вспомогательных агрегатов на холостых оборотах. Все операции выполнены правильно?
  ЭТАП 2B. Проверьте наличие и включение функции быстрого прогрева на холостых оборотах. Функция быстрого прогрева на холостых оборотах отключена?
  ЭТАП 2C. Проверьте наличие и включение функции предупреждения об отказе генератора. Функция предупреждения об отказе генератора отключена?
  ЭТАП 2D. Проверьте исправность вспомогательных агрегатов с ременным приводом. Вибрация исчезает при снятии приводных ремней?
  ЭТАП 2E. Проверьте, вносились ли изменения в конструкцию оборудования. Изменения в конструкцию оборудования вносились?
  ЭТАП 2F. Проверьте, как передает вибрацию задняя опора двигателя. Вибрация исчезает при проверке?
  ЭТАП 2F-1. Проверьте, как передают вибрацию все опоры двигателя.
  ЭТАП 2G. Проверьте опоры двигателя. Все операции выполнены правильно?
  ЭТАП 2H. Претензия присутствует с начала эксплуатации нового двигателя. Проблема возникла с самого начала работы нового оборудования?
ЭТАП 3. Выполните проверки для высокой частоты вращения.  
  ЭТАП 3A. Проверьте опоры двигателя. Все операции выполнены правильно?
  ЭТАП 3B. Проверьте исправность вспомогательных агрегатов с ременным приводом. Вибрация исчезает при снятии приводных ремней?
  ЭТАП 3С. Проверьте исправность гасителя крутильных колебаний. Гаситель крутильных колебаний поврежден или не соответствует требованиям?
  ЭТАП 3D. Проверьте синхронизацию работы компрессора. Синхронизация работы компрессора в норме?
  ЭТАП 3Е. Проверьте настройки распределительного механизма. Настройки распределительного механизма в норме?
  ЭТАП 3F. Проверьте исправность вспомогательных агрегатов с шестеренным приводом. Вибрация исчезла?
  ЭТАП 3G. Проверьте исправность механизма отбора мощности. Вибрация исчезла?
  ЭТАП 3H. Проверьте исправность внутренней системы балансировки двигателя (только 4-цилиндровые двигателя серии В). Внутренняя система балансировки в норме?
  ЭТАП 3I. Проверьте вибрацию сцепления или гидротрансформатора. Включение и выключение сцепления влияет на вибрацию?
  ЭТАП 3J. Проверьте надежность крепления и исправность маховика или эластичной муфты. Маховик в норме?
  ЭТАП 3K. Проверьте центровку картера маховика. Центровка картера маховика в норме?
  ЭТАП 3L. Проверьте, прошел ли коленчатый вал балансировку. Коленчатый вал отбалансирован?
  ЭТАП 3M. Проверьте отсутствие внутренних повреждений двигателя. Есть внутренние повреждения двигателя?
ЭТАП 4. Приведите в движение подвижное оборудование.  
  ЭТАП 4A. Проведите дорожные испытания. Вибрация присутствует при дорожных испытаниях?
  ЭТАП 4A-1. Проведите дорожные испытания.
  ЭТАП 4B. Проверьте опоры двигателя. Все операции выполнены правильно?
  ЭТАП 4C. Проверьте отсутствие износа, нарушения балансировки, неисправности или неправильного подбора агрегатов трансмиссии. Все операции выполнены правильно?
ЭТАП 5. Судовые двигатели.  
  ЭТАП 5A. Проверьте передаточное число редуктора и вариант исполнения гребного винта. Передаточное число редуктора и вариант исполнения гребного винта не соответствуют мощности двигателя?
  ЭТАП 5B. Проверьте правильность подбора и установки виброизоляторов двигателя. Виброизоляторы двигателя подобраны и установлены правильно?
  ЭТАП 5C. Проверьте отсутствие повреждений опор и виброизоляторов двигателя. Опоры и виброизоляторы двигателя исправны?
  ЭТАП 5D. Проверьте выпускную систему. Выпускная система неисправна?
  ЭТАП 5E. Проверьте вспомогательные агрегаты с приводом от двигателя. Вспомогательные агрегаты с приводом от двигателя неисправны?
  ЭТАП 5F. Проверьте центровку муфт вала и редуктора. Центровка муфт вала и редуктора нарушена?
  ЭТАП 5G. Проверьте правильность установки гребного вала. Гребной вал установлен правильно?
  ЭТАП 5H. Проверьте прямолинейность гребного вала. Прямолинейность гребного вала соответствует требованиям производителя комплектного оборудования?
  ЭТАП 5I. Отсоедините двигатель. Вибрация двигателя сохранилась?
  ЭТАП 5J. Проверьте центровку стойки/дейдвудного подшипника. Центровка стойки/дейдвудного подшипника нарушена, или стойка плохо закреплена?
  ЭТАП 5K. Проверьте гребной винт. Балансировка гребного винта нарушена, или он неправильно установлен на валу?
  ЭТАП 5L. Проверьте угол развала V-образной стойки. Угол развала V-образной стойки соответствует углу установки лопастей гребного винта?
  ЭТАП 5M. Проверьте дейдвудную трубу. Входная и выходная части дейдвудной трубы соответствуют конструкции лопастей гребного винта?
  ЭТАП 5N. Проверьте торсионную муфту, установленную между двигателем и редуктором. Торсионная муфта подобрана неправильно или изношена?
  ЭТАП 5O. Проверьте перо руля. Люфт пера руля выше нормы?
  ЭТАП 5P. Проверьте центровку картера маховика относительно блока цилиндров. Центровка картера маховика не соответствует норме?



Guided Step 1 - Выполните основные процедуры диагностики неисправностей.



Guided Step 1А - Запишите ответы на вопросы из раздела "Общение с заказчиком".

Conditions

  • Отсутствует

Принятая мера

Получите ответы на основные диагностические вопросы.

Запишите ответы на вопросы из раздела "Общение с заказчиком" в данной процедуре.

Форма заполнена?

ДА НЕТ
No Repair

Заполните форму.



Guided Step 1B - Воспроизведите условия возникновения вибрации по описанию заказчика.

Conditions

  • Нет.

Принятая мера

Включите оборудование и воспроизведите условия возникновения проблемы по описанию заказчика.

Условия возникновения проблемы можно воспроизвести?

ДА НЕТ
No Repair No Repair

Ремонт завершен



Guided Step 1C - Проверьте отсутствие активных кодов неисправностей или часто повторяющихся пассивных кодов неисправностей.

Conditions

  • Поверните пусковой включатель в положение ВКЛ.
  • Подключите диагностический комплект INSITE™.

Принятая мера

Убедитесь в отсутствии кодов неисправностей.

  • Для считывания кодов неисправностей используйте диагностический комплект INSITE™.

Есть активные или часто повторяющиеся пассивные коды неисправностей?

ДА НЕТ

См. Руководство по диагностике неисправностей и ремонту электронной системы управления для соответствующего двигателя.

No Repair

Ремонт завершен



Guided Step 1D - Выполните основные диагностические проверки.

Conditions

  • По необходимости.

Принятая мера

Перед продолжением диагностики проверьте следующее:

  • Низкое напряжение аккумуляторной батареи (двигатель работает)
  • Уровень масла выше нормы
  • Внешние утечки топлива
  • Установлена слишком низкая частота вращения двигателя на холостых оборотах
  • Установлена слишком высокая частота вращения двигателя на холостых оборотах
  • Повреждение или нарушение регулировки акселератора или возвратной пружины (используйте диагностический комплект INSITE™ для двигателей с электронной системой управления).
  • Воздух в топливе
  • Давление топлива
  • Сопротивление на входе

Все операции выполнены правильно?

ДА НЕТ
No Repair No Repair

Ремонт завершен



Guided Step 1E - Определите, работает ли двигатель неравномерно.

Conditions

  • Двигатель работает на холостых оборотах (менее 900 об/мин).
  • Вспомогательные агрегаты (кондиционер, вентилятор, механизм отбора мощности) отключены.
  • Рабочая температура двигателя выше 77°C (170°F).

Принятая мера

Определите, работает ли двигатель неравномерно на холостых оборотах.

См. блок-схемы диагностики неисправностей "Двигатель работает неравномерно" в разделе TS или "Рабочие характеристики двигателя" в Разделе TT.

Двигатель работает неравномерно?

ДА НЕТ

См. блок-схему диагностики неисправностей "Двигатель работает неравномерно".

No Repair

Выполните диагностику по блок-схеме "Двигатель работает неравномерно".



Guided Step 1F - Осмотрите опоры двигателя (без снятия).

Conditions

  • Двигатель не работает.
  • Опоры двигателя установлены.

Принятая мера

Осмотрите опоры двигателя.

Ищите признаки очевидных повреждений или наличие предметов, передающих вибрацию в обход опор.

Примечание: Более подробная проверка будет выполнена позднее.

На опорах видны повреждения?

ДА НЕТ

Отремонтируйте или заменитеопоры двигателя. См. Процедуру

No Repair

Ремонт завершен



Guided Step 1G - Проверьте, нет ли контакта узла, установленного на двигателе, с рамой или кузовом.

Conditions

  • Двигатель не работает.
  • Опоры двигателя установлены.

Принятая мера

Проверьте, нет ли контакта узла, установленного на двигателе, с рамой или кузовом.

Проверьте двигатель и узлы, установленные на нём, на отсутствие контакта с рамой или кузовом.

В том числе:

  • Хомуты
  • Детали крепления
  • Выпускная система
  • Трубопроводы впуска воздуха
  • Опоры узлов системы охлаждения
  • и т.д.

Узел, установленный на двигателе, касается рамы или кузова?

ДА НЕТ

Установите узел правильно.

No Repair

Ремонт завершен



Guided Step 1H - Судовые двигатели.

Conditions

Нет

Принятая мера

Речь идёт о судовом двигателе?

Речь идёт о судовом двигателе?

ДА НЕТ
No Repair No Repair



Guided Step 1I - Поведите двигатель по всему диапазону рабочей частоты вращения.

Conditions

  • Двигатель работает.
  • Диагностический комплект INSITE™ подключен.
  • Скорость транспортного средства равна нулю.

Принятая мера

Медленно (с темпом изменения на 100 об/мин за секунду) пройдите по всему рабочему диапазону частоты вращения двигателя и определите момент возникновения вибрации.

Запишите частоту вращения двигателя, на которой возникает обычная вибрация зеркал, панелей, дверей, сидений и пр., или связанный с ней шум. Запишите величины или диапазоны частоты вращения, при которых возникает повышенная вибрация.

Если резонанс быстро исчезает при разгоне до рабочей частоты вращения и не возникает на холостых или максимальных оборотах, он не является серьёзной проблемой.

Вибрация является устойчивой при частоте вращения ниже 1050 об/мин?

ДА НЕТ
No Repair No Repair



Guided Step 1J - Поведите двигатель по всему диапазону рабочей частоты вращения.

Conditions

  • Двигатель работает.
  • Диагностический комплект INSITE™ подключен.
  • Скорость транспортного средства равна нулю.

Принятая мера

Медленно (с темпом изменения на 100 об/мин за секунду) пройдите по всему рабочему диапазону частоты вращения двигателя и определите момент возникновения вибрации.

Вибрация устойчиво увеличивается при росте частоты вращения от холостых до максимальных оборотов? В таком случае её причина - нарушение балансировки детали, совершающей вращательное или возвратно-поступательное движение. Возможные источники - любые вращающиеся детали или виброизоляторы опор двигателя.

Вибрация является устойчивой при частоте вращения выше 1050 об/мин?

ДА НЕТ
No Repair No Repair



Guided Step 1K - Проверьте, в каком диапазоне частоты вращения двигателя возникает вибрация.

Conditions

  • Двигатель работает.
  • Диагностический комплект INSITE™ подключен.
  • Скорость транспортного средства равна нулю.

Принятая мера

Медленно (с темпом изменения на 100 об/мин за секунду) пройдите по всему рабочему диапазону частоты вращения двигателя и определите момент возникновения вибрации.

Эта операция помогает определит, растет ли вибрация с увеличением частоты вращения двигателя, или она возникает и прекращается при низкой частоте вращения. Если она растет с увеличением оборотов и достигает максимума при частоте вращения более 300 об/мин, возможная причина - нарушение балансировки вращающейся детали.

Если максимальная амплитуда вибрации приходится на узкий диапазон частоты вращения примерно на уровне 300 - 400 об/мин и ниже, это говорит о наличии элемента конструкции двигателя или оборудования с частотой собственных колебаний, близкой к частоте вспышек в двигателе.

Частота вращения, на которой возникает вибрация, выше 300 - 400 об/мин?

ДА НЕТ
No Repair No Repair




Guided Step 2 - Выполните проверки для низкой частоты вращения.



Guided Step 2A - Поверьте, не слишком ли велика нагрузка от вспомогательных агрегатов на холостых оборотах.

Conditions

  • Двигатель работает на холостых оборотах (менее 900 об/мин).
  • Вспомогательные агрегаты (кондиционер, вентилятор, механизм отбора мощности) отключены.
  • Рабочая температура двигателя выше 77°C (170°F).

Принятая мера

Отключите все агрегаты с приводом от двигателя и механизм отбора мощности, чтобы снять излишнюю нагрузку с двигателя.

Все операции выполнены правильно?

ДА НЕТ
No Repair

При необходимости отремонтируйте.

Ремонт завершен



Guided Step 2B - Проверьте наличие и включение функции быстрого прогрева на холостых оборотах.

Conditions

  • Поверните пусковой включатель в положение ВКЛ.
  • Подключите диагностический комплект INSITE™.

Принятая мера

Определите состояние функции быстрого прогрева на холостых оборотах.

Используйте систему регистрации диагностического комплекта INSITE™ для проверки состояния функции быстрого прогрева на холостых оборотах.

Функция быстрого прогрева на холостых оборотах отключена?

ДА НЕТ
No Repair

Отключите функцию быстрого прогрева на холостых оборотах и проведите повторную проверку претензии заказчика.

Ремонт завершен



Guided Step 2C - Проверьте наличие и включение функции предупреждения об отказе генератора.

Conditions

  • Поверните пусковой включатель в положение ВКЛ.
  • Подключите диагностический комплект INSITE™.

Принятая мера

Проверьте включение функции предупреждения об отказе генератора.

Используйте систему регистрации диагностического комплекта INSITE™ для проверки состояния функции предупреждения об отказе генератора.

Функция предупреждения об отказе генератора отключена?

ДА НЕТ
No Repair

Отключите функцию предупреждения об отказе генератора и проведите повторную проверку претензии заказчика.

Ремонт завершен



Guided Step 2D - Проверьте исправность вспомогательных агрегатов с ременным приводом.

Conditions

  • Приводные ремни сняты.

Принятая мера

Снимите приводные ремни и воспроизведите условия работы двигателя, при которых появляется вибрация.

Внимание: На двигателе с ременным приводом водяного насоса не допустите его перегрева при проверке. Это приведет к повреждению двигателя.

Вибрация исчезает при снятии приводных ремней?

ДА НЕТ

Отремонтируйте или замените неисправный агрегат с ременным приводом.

No Repair

Ремонт завершен



Guided Step 2E - Проверьте, вносились ли изменения в конструкцию оборудования.

Conditions

  • Осмотр.

Принятая мера

Проверьте, вносились ли изменения в конструкцию оборудования.

Проверьте, вносились ли