Раздел 1 - Блок цилиндров - Группа 01


001-026   Блок цилиндров




Общие сведения

Цилиндры двигателя выполнены зацело с блоком, без использования гильз. При повреждении или износе их можно отремонтировать.

На двигателях объемом 3,9 и 5,9 л цилиндры можно растачивать дважды под поршни и кольца ремонтного размера (0,5 мм (0,020 дюйма) и 1 мм (0,040 дюйма)). Можно установить ремонтную гильзу, если цилиндр необходимо расточить более чем на 1 мм (0,040 дюйма). См. раздел "Расточка цилиндров и/или установка ремонтной гильзы" в данной процедуре.

ПРИМЕЧАНИЕ: На двигателях объемом 5,9 л с системой рециркуляции отработавших газов и судовых двигателях при расточке цилиндров или установке ремонтных гильз обязательно устанавливается ремонтная прокладка головки цилиндров. Она обеспечивает необходимое уплотнение по поверхности разъема камер сгорания.

На двигателях объемом 4,5 и 6,7 л цилиндры можно растачивать только один раз под поршни и кольца ремонтного размера (0,5 мм (0,020 дюйма)). Установка ремонтной гильзы не предусмотрена для случаев, когда цилиндр необходимо расточить более чем на 0,5 мм (0,020 дюйма). См. раздел "Расточка цилиндров" в данной процедуре.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE




Начальная проверка

Перед снятием поршней в сборе с шатунами измерьте и запишите величину выступания каждого поршня.

Измерение выступания поршня перед разборкой поможет определить возможность шлифовки верхней поверхности блока цилиндра, если это потребуется.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Подготовительные операции





SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Начальная проверка:

Перед очисткой или дальнейшей разборкой блока цилиндров осмотрите его, проверив отсутствие повреждений (трещин, следов истирания и пр.), которые могут исключить возможность его повторного использования. Особое внимание следует уделить следующим позициям:

  • Крышки и постели коренных подшипников
  • Отверстия под распределительный вал
  • Цилиндры
  • Отверстия под толкатели
  • Верхняя плоскость блока цилиндров
  • Поверхность крепления поддона картера
  • Поверхность крепления масляного насоса
  • Поверхность крепления водяного насоса
  • Поверхности под прокладки в передней и задней части блока цилиндров
  • Полость маслоохладителя


SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Очистка и проверка возможности повторного использования

Проверьте все трубные, компенсационные и цилиндрические резьбовые заглушки на отсутствие признаков повреждений и утечек.

Если необходимо тщательно очистить блок цилиндров перед повторным использованием из-за большого числа посторонних частиц или загрязнения, снимите все трубные, компенсационные и цилиндрические резьбовые заглушки. Убедитесь в том, что все каналы систем смазки и охлаждения очищены.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных соединений следуйте рекомендациям их производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.

Ершиком с неметаллический щетиной и чистым растворителем очистите отверстия для смазки в блоке цилиндров.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Тщательно очистите все уплотнительные поверхности от остатков старых прокладок.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Масса этого узла превышает 23 кг (50 фунтов). Во избежание получения травм при подъёме узла используйте подъёмник или воспользуйтесь посторонней помощью.

Снимите блок цилиндров со стенда.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных соединений следуйте рекомендациям их производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.
 ВНИМАНИЕ 

Используйте жидкость для очистки, которая не вызовет повреждения втулок распределительного вала.

Соблюдайте инструкции производителя по эксплуатации промывочной емкости.

Соблюдайте инструкции производителя по использованию растворителя.

ПРИМЕЧАНИЕ: Фирма Cummins не даёт рекомендаций в отношении конкретных средств для очистки. Опыт показал, что наилучшие результаты дают те средства, которые можно нагреть до 80 - 95°C (176 - 203°F). Идеальным является использование промывочной емкости, в которой очищающий раствор будет перемешиваться и фильтроваться.

Очистите блок цилиндров в промывочной емкости.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При очистке паром используйте защитные очки или маску, а также защитную одежду. Горячий пар может вызвать тяжёлую травму.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При работе со сжатым воздухом пользуйтесь средствами защиты глаз и лица. Разлетающиеся в стороны частицы грязи могут привести к травмам.
 ВНИМАНИЕ 

Для уменьшения вероятности повреждения двигателя обязательно удалите все посторонние частицы из отверстий под болты и из масляных каналов.

Извлеките блок цилиндров из промывочной емкости.

Тщательно очистите блок цилиндров паром

и просушите сжатым воздухом.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если блок цилиндров не подлежит немедленному использованию, нанесите на него консервационное масло для защиты от ржавчины. Накройте блок цилиндров, чтобы пыль не прилипала к маслу.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   

После очистки блока цилиндров повторно проверьте его на отсутствие признаков трещин, истирания и изменения цвета, которые исключат возможность его повторного использования.

Для выявления трещин используйте комплект для обнаружения трещин (номер по каталогу 3375432).

Особое внимание уделите следующим позициям:

  • Крышки и постели коренных подшипников
  • Отверстия под распределительный вал
  • Цилиндры
  • Отверстия под толкатели
  • Верхняя плоскость блока цилиндров
  • Поверхность крепления поддона картера
  • Поверхность крепления масляного насоса
  • Поверхность крепления водяного насоса
  • Поверхности под прокладки в передней и задней части блока цилиндров
  • Полость маслоохладителя


SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте крышки и постели коренных подшипников на отсутствие трещин, признаков истирания и изменения цвета.

При обнаружении трещин обязательно замените блок цилиндров.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте все резьбовые отверстия под болты на отсутствие повреждений резьбы. Для ремонта резьбовых отверстий можно использовать футорки.

Предусмотрены следующие ремонтные комплекты футорок:

  1. Номер по каталогу 3377905 - для резьбы американского стандарта
  2. Номер по каталогу 3377903 для метрической резьбы.

ПРИМЕЧАНИЕ: Футорки нельзя использовать для ремонта резьбовых отверстий под болты крышек коренных подшипников. При их повреждении блок цилиндров подлежит замене.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте поверхность цилиндров на отсутствие глянцевых участков.

На поверхности цилиндра должны быть заметны перекрещивающиеся линии, идущие под углом 25 - 30 градусов относительно верхней плоскости блока цилиндров.

Порядок матирования описан в разделе "Матирование" ниже.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте отверстия под распределительный вал на отсутствие задиров или чрезмерного износа.

При обнаружении повреждений внутренних отверстий под распределительный вал в случае, когда втулки в них еще не устанавливались, расточите их под ремонтные втулки стандартного размера. Технические условия приведены на шаге "Измерения" данной процедуры.

Если повреждения в отверстиях не удаляются расточкой или втулки уже были установлены, блок цилиндров подлежит замене. Втулок ремонтного размера не предусмотрено.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Измерьте

Все измерения блока цилиндров необходимо проводить, когда он лежит на плоской поверхности с установленными крышками коренных подшипников.

Если блок цилиндров находится на стенде и/или крышки коренных подшипников не установлены, измерения могут быть неточными из-за деформации. (Это относится к диаметрам цилиндров, отверстий под коренные подшипники, распределительный вал и пр.).

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте состояние отверстий под распределительный вал без втулок.

Диаметр отверстия под распределительный вал без втулки (максимальный)
 
мм
 
дюйм
Диаметр отверстия под распределительный вал (втулка устанавливалась)
59.248
Не более
2.3326
Диаметр отверстия под распределительный вал (втулка не устанавливалась)
54.164
Не более
2.1324

Если втулка в отверстие под распределительный вал уже устанавливалась, а оно не соответствует норме, обязательно замените блок цилиндров. Втулок ремонтного размера не предусмотрено.

Если втулка в отверстие под распределительный вал не устанавливалась, а оно повреждено или не соответствует норме, его можно расточить под ремонтную втулку стандартного размера.

Для установки ремонтной втулки стандартного размера расточите отверстие до диаметра не более 59,248 мм (2,3326 дюйма).





SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте отверстия под толкатели на отсутствие задиров или повышенного износа.

Измерьте отверстия под толкатели.

Диаметр отверстия под толкатель

mm in
16.000 МИН 0.630
16.055 МАКС 0.632

ПРИМЕЧАНИЕ: Если диаметр отверстий под толкатели не соответствуют норме, блок цилиндров подлежит замене.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Установите крышки коренных подшипников без вкладышей.

Затяните болты коренных подшипников.

Момент затяжки:  176  n.m  [130 ft-lb]

Измерьте диаметр постели коренного подшипника.

Диаметр постели коренного подшипника

mm in
87.983 МИН 3.4639
88.019 МАКС 3.4653

ПРИМЕЧАНИЕ: Если диаметры постелей коренных подшипников не соответствуют норме, проверьте правильность установки и ориентации крышек коренных подшипников. Если крышки коренных подшипников установлены правильно, блок цилиндров подлежит замене.









SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверка возможности повторного использования болта коренного подшипника

 ВНИМАНИЕ 

Эту операцию необходимо выполнить на двигателях объемом 4,5 л и 6,7 л. Несоблюдение требования по проверке болта коренного подшипника на соответствие нормам повторного использования может привести к серьезным повреждениям двигателя.

Для проверки возможности повторного использования болта коренного подшипника обязательно измерьте его длину так, как это описано ниже.

Измерьте длину каждого снятого болта коренного подшипника от нижней поверхности головки до торца резьбовой части (см. рисунок) одним из двух способов:

  1. При помощи микрометрического глубиномера (предпочтительный метод из-за большей точности)
  2. При помощи слесарной линейки.

Если результат измерений выходит за пределы технических условий, болт коренного подшипника подлежит замене.

Длина стержня болта коренного подшипника

mm in
120.00 МАКС 4.724




SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Измерьте отклонение от плоскостности верхней поверхности блока цилиндров.

Отклонение от плоскостности блока цилиндров

mm in
В продольном направлении   0.076 МАКС 0.003
В поперечном направлении   0.051 МАКС 0.002

Проверьте отсутствие мелких неровностей или дефектов. При их наличии верхняя поверхность блока цилиндров подлежит шлифовке.

ПРИМЕЧАНИЕ: Верхнюю поверхность блока цилиндров можно шлифовать только в случае соблюдения одного из следующих требований:

  1. После шлифовки можно будет обеспечить требуемую высоту выступания поршня.
  2. На двигателях, в которых предусмотрено применение прокладок головки цилиндров разной толщины, может использоваться прокладка следующего размера для обеспечения требуемой высоты выступания поршня.

Использование ремонтных прокладок после шлифовки верхней поверхности блока цилиндров не предусмотрено. Если после такой шлифовки нельзя обеспечить требуемую высоту выступания поршня, блок цилиндров подлежит замене.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Двигатели объемом 3,9 и 5,9 л

 ВНИМАНИЕ 

Измерение диаметра цилиндра производится на расстоянии более 50 мм (1,97 дюйма) от верхней поверхности блока цилиндров во избежание снижения точности измерений.

ПРИМЕЧАНИЕ: При выполнении измерений, матирования или расточки цилиндров все крышки коренных подшипников должны быть закреплены болтами, затянутыми с требуемым моментом затяжки. См. Процедуру 001-006 в Разделе 1.

Проверьте поверхность цилиндров на отсутствие повреждений или чрезмерного износа.

При помощи циферблатного нутромера измерьте диаметр цилиндра в 4 точках, отстоящих друг от друга на 90 градусов, в крайних положениях хода поршня.

Диаметр цилиндра - только двигатели объемом 3,9 и 5,9 л (новый блок цилиндров)

mm in
102.010 МИН 4.0161
102.030 МАКС 4.0169

Диаметр цилиндра - только двигатели объемом 3,9 и 5,9 л (бывший в употреблении блок цилиндров)