Раздел 8 - Система охлаждения - Группа 08


008-013   Термостат системы охлаждения




Общие сведения

Термостат обеспечивает управление температурой охлаждающей жидкости двигателя. Когда она ниже рабочего уровня, охлаждающая жидкость перепускается к входу водяного насоса. Когда температура охлаждающей жидкости достигает рабочего уровня, термостат открывается и перекрывает перепускной канал. Охлаждающая жидкость начинает поступать в радиатор (автомобильные или промышленные двигатели) или в теплообменник (судовые двигатели QSB5.9). Температура начала открытия термостата: 68°C (155°F).

 
SMALL | MEDIUM | LARGE

 ВНИМАНИЕ 

Категорически не допускается эксплуатация двигателя без термостата. При его отсутствии охлаждающая жидкость пойдет по пути наименьшего сопротивления через перепускной канал на вход водяного насоса. Это может привести к перегреву двигателя.

Ошибка при подборе термостата или его неисправность может привести к работе двигателя при слишком низкой или слишком высокой температуре охлаждающей жидкости.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ВНИМАНИЕ 

Отсутствие шарика в обратном клапане может привести к работе двигателя при пониженной температуре, что приведет в его повреждению.

В термостате есть 2 шаровых обратных клапана для перепуска воздуха через термостат, когда он закрыт. Это необходимо для заполнения системы охлаждения жидкостью.

ПРИМЕЧАНИЕ: На некоторых модификациях двигателя, предназначенных для внедорожной техники, может использоваться термостат с одним шаровым обратным клапаном. При обслуживании термостата обязательно используйте при замене узел с тем же самым номером по каталогу. Хотя термостат с другим номером по каталогу может и встать на место старого, это приведет к сбоям в работе двигателя.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Проверка герметичности

ПРИМЕЧАНИЕ: Проверка герметичности из этой процедуры не применяется в отношении судовых двигателей QSB5.9 с килевым охладителем. Используйте Процедуру 008-014 для проверки двигателей QSB5.9 с килевым охладителем.

 ВНИМАНИЕ 

Термостат двигателя должен работать нормально для поддержания температуры двигателя на оптимальном уровне. Перегрев или низкая температура работы двигателя сокращают его срок службы.
 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Охлаждающая жидкость токсична. Исключите доступ к ней детей и домашних животных. Если она не предназначена для повторного использования, отправьте её на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Не снимайте крышку заливной горловины с горячего двигателя. Дайте охлаждающей жидкости остыть до температуры ниже 50°C (120°F) перед снятием крышки. Выброс горячей охлаждающей жидкости или пара может привести к травмам.
 ВНИМАНИЕ 

При сливе охлаждающей жидкости не допускайте ее попадания в трюм. Не откачивайте охлаждающую жидкость за борт. Если охлаждающая жидкость не предназначена для повторного использования, отправьте её на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.

Слейте охлаждающую жидкость так, чтобы её уровень оказался ниже термостата.

На двигателях QSB5.9 с килевым охладителем снимите шланг с входного патрубка корпуса термостата охладителя.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Выполните эту проверку, когда температура охлаждающей жидкости ниже 50°C (122°F). Горячий пар может вызвать тяжёлую травму.

Ослабьте хомут шланга радиатора.

Отсоедините шланг радиатора от выходного водяного патрубка.

На судовых двигателях снимите шланг теплообменника с выходного водяного патрубка и заглушите входной водяной патрубок теплообменника.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Используйте диагностический комплект INSITE™ для контроля за температурой охлаждающей жидкости или установите термопару или термометр, точность которых известна, на крышку водяной полости у выходного водяного патрубка со стороны двигателя.

На судовых двигателях используйте диагностический комплект INSITE™ для контроля за температурой двигателя.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Установите на выходной водяной патрубок шланг соответствующего диаметра и такой длины, чтобы он доставал до установленной в стороне пустой ёмкости.

Установите на шланг на выходном водяном патрубке хомут и затяните его.

Поместите другой конец шланга в пустую ёмкость.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Запустите двигатель и дайте ему поработать при номинальной частоте вращения в течение 1 минуты.

Выключите двигатель и измерьте объём охлаждающей жидкости в ёмкости.

Объем собранной охлаждающей жидкости не должен превышать 100 куб.см (3,3 жидкой унции).



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если объём собранной жидкости больше, чем 100 куб.см (3,3 жидкой унции), это говорит о негерметичности термостата, который подлежит замене.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Выполните следующую проверку без снятия двигателя с транспортного средства для определения температуры открывания термостата.

Запустите двигатель и контролируйте температуру охлаждающей жидкости с помощью диагностического комплекта INSITE™ или термометра.

Температура начала открывания термостата — Автомобильные двигатели без системы рециркуляции отработавших газов
celsius fahrenheit
81 МИН 178
83 МАКС 182
Температура начала открывания термостата — Автомобильные двигатели с системой рециркуляции отработавших газов
celsius fahrenheit
86 МИН 186
89 МАКС 193
Температура начала открывания термостата — Судовые двигатели
celsius fahrenheit
70 МИН 158
72 МАКС 162
Температура начала открывания термостата — Промышленные двигатели
celsius fahrenheit
87 МИН 188
89 МАКС 192

Выключите двигатель, когда начнется подача охлаждающей жидкости.

Если охлаждающая жидкость не начнет вытекать в ёмкость, когда двигатель будет прогрет до температуры начала открывания термостата, обязательно замените термостат.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Подготовительные операции

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.

Отключите аккумуляторные батареи.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Снятие

ПРИМЕЧАНИЕ: Эта операция не применяется в отношении судовых двигателей QSB5.9 с килевым охладителем.

Снимите болты выходного водяного патрубка.

Снимите выходной водяной патрубок.

Снимите термостат.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

На судовых двигателях QSB5.9 с килевым охладителем снимите болты входного водяного патрубка и сам патрубок с корпуса термостата охладителя.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Очистка и проверка возможности повторного использования

 ВНИМАНИЕ 

Не допускайте попадания посторонних частиц в полость термостата при очистке поверхностей под прокладки. Это может привести к повреждению системы охлаждения и двигателя.

Очистите контактные поверхности скребком для удаления прокладок и чистой тканью.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте термостат на отсутствие трещин, разрывов, повреждений или отвердения уплотнения.

Снимите прокладку и отправьте её на утилизацию.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

ПРИМЕЧАНИЕ: Термостат и термометр не должны касаться боковых стенок ёмкости.

Подвесьте термостат и термометр на 100°C (212°F) в ёмкости с водой.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Нагрейте воду и проверьте работу термостата следующим образом:

Номинальная рабочая температура указана на корпусе термостата. Термостат должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Он должен начать открываться в пределах 1°C [2°F] от номинальной температуры.
  • Он должен открыться полностью в пределах 12°C (22°F) от номинальной температуры.
Температура открывания термостата - автомобильные двигатели без системы рециркуляции отработавших газов
celsius fahrenheit
Температура начала открывания термостата 81 МИН 178
  83 МАКС 182
Температура при полном открытии термостата   94 МАКС 202
Температура открывания термостата — Автомобильные двигатели с системой рециркуляции отработавших газов
celsius fahrenheit
Температура начала открывания термостата 86 МИН 186
  89 МАКС 193
Температура при полном открытии термостата   97 МАКС 207
Температура открывания термостата — Промышленные двигатели
celsius fahrenheit
Температура начала открывания термостата 87 МИН 188
  89 МАКС 192
Температура при полном открытии термостата   96 МАКС 205

Термостат для судовых двигателей должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Он должен начать открываться в пределах 1°C (2°F) от номинальной температуры.
  • Он должен открыться полностью в пределах 14°C (15°F) от номинальной температуры.
Температура открывания термостата — Судовые двигатели
celsius fahrenheit
Температура начала открывания термостата 71 МИН 158
  72 МАКС 162
Температура при полном открытии термостата   85 МАКС 185

ПРИМЕЧАНИЕ: У полностью открытого термостата расстояние между фланцем термостата и корпусом составляет 14,3 мм (0,563 дюйма).

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Установка

 ВНИМАНИЕ 

Обязательно используйте термостат требуемой модели, не допускайте работы двигателя без термостата. При его отсутствии двигатель может перегреться, потому что охлаждающая жидкость пойдет по пути наименьшего сопротивления через перепускной канал к входу водяного насоса. Ошибка при подборе термостата может привести к перегреву двигателя или к его работе при пониженной температуре.

Установите термостат в его корпус.

ПРИМЕЧАНИЕ: Новое уплотнение термостата должно быть установлено на внешнюю кромку фланца термостата каждый раз при его установке.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

ПРИМЕЧАНИЕ: Эта операция не применяется в отношении судовых двигателей QSB5.9 с килевым охладителем.

Установите выходной водяной патрубок и крепежные болты.

Затяните болты.

Момент затяжки:  1.0  n.m  [8.9 in-lb]




SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ВНИМАНИЕ 

Обязательно используйте термостат требуемой модели, не допускайте работы двигателя без термостата. При его отсутствии двигатель может перегреться, потому что охлаждающая жидкость пойдет по пути наименьшего сопротивления через перепускной канал к входу водяного насоса. Ошибка при подборе термостата может привести к перегреву двигателя или к его работе при пониженной температуре.

ПРИМЕЧАНИЕ: Новое уплотнение термостата должно быть установлено на внешнюю кромку фланца термостата каждый раз при его установке.

На судовых двигателях QSB5.9 с килевым охладителем установите термостат во входной водяной патрубок корпуса термостата охладителя.

Установите выходной водяной патрубок и затяните болты.

Момент затяжки:  24  n.m  [18 ft-lb]




SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Завершающие операции

 ВНИМАНИЕ 

Обязательно удалите воздух из системы охлаждения двигателя при заливке охлаждающей жидкости во избежание его перегрева.

На судовых двигателях с теплообменниками установите шланг теплообменника.

Залейте жидкость в систему охлаждения.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   

ПРИМЕЧАНИЕ: На двигателях с системой рециркуляции отработавших газов обязательно снимите трубную заглушку с магистрали охлаждения этой системы при заливке охлаждающей жидкости.



SMALL | MEDIUM | LARGE