Раздел 14 - Испытания двигателя - Группа 14


014-010   Измерение давления картерных газов




Общие сведения

Повышенное давление картерных газов указывает на неисправность двигателя или его узла/детали, которая является причиной поступления продуктов сгорания или воздуха в картер двигателя. В результате давление картерных газов увеличивается выше нормы, что вызывает увеличение их расхода.

В данной процедуре описан порядок измерения давления картерных газов и выявления неисправного узла.

Давление картерных газов, как правило, измеряется в следующих ситуациях::

  • Проверка приработки деталей двигателя после капитального ремонта.
  • Диагностика причин повышенного расхода масла через трубку сапуна картера двигателя (в открытых системах вентиляции картера)
  • Диагностика причин наличия масла во впускной системе (в закрытых системах вентиляции картера)
  • Диагностика причин высокого давления картерных газов (для двигателей с датчиком давления в картере)
  • Определение возможных внутренних повреждений (износ поршневых колец, уплотнений или направляющих стержней клапанов, турбонагнетателя, воздушного компрессора и пр.).

ПРИМЕЧАНИЕ: Сведения о конкретных признаках повышенного давления картерных газов и указания см. в блок-схеме t027 "Повышенное давление картерных газов" в соответствующем руководстве по ремонту двигателя.

Ниже описаны общие рекомендации по измерению давления картерных газов для таких ситуаций.

ПРИМЕЧАНИЕ: Некоторые рисунки в данной процедуре могут не отображать фактический вариант исполнения двигателя, но операции в самой процедуре остаются прежними.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE

Важно отметить, что термины "повышенное давление картерных газов" и "повышенный расход масла через трубку сапуна" часто используются как синонимы.

Если при измерении давления картерных газов выявляется повышенный расход масла через трубку сапуна, на результаты измерения может повлиять уровень масла в системе.

Измерение давления картерных газов осложняется постепенным скоплением масла в жиклере (отверстии дроссельной шайбы) измерительного приспособления. Это уменьшает его проходное сечение, что увеличивает результаты измерения давления картерных газов.

В такой ситуации сделайте следующее:

  • Найдите другое место на двигателе для измерения давления картерных газов (заливная горловина системы смазки или ее крышка, неиспользуемый канал слива масла из турбонагнетателя и пр.)
  • Полностью удалите отложения масла из сапуна и тщательно просушите его перед выполнением измерений.
  • Определите, нет ли такой причины появления масла в сапуне, как, например:
  • несоответствие норме уровня масла;
  • Условия работы транспортного средства (большие углы наклона, активное перемещение двигателя в поперечном направлении)
  • Попадание масла в полость сапуна из внутренних деталей двигателя (форсунок охлаждения поршней, каналов слива масла из вспомогательных агрегатов и пр.)
  • Определите, нет ли другого варианта установки сапуна на данном двигателе.
 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Приспособления для проверки давления картерных газов имеют одинаковую конструкцию. Различие между ними состоит в величине калиброванного отверстия. Предусмотрено несколько жиклеров разного размера для более точно измерения давления картерных газов на различных модификациях двигателей разной номинальной мощности. Причина этого в том, что расход картерных газов зависит от расхода воздуха в двигателе.

Пример.

Если давление картерных газов измерять на 2 двигателях с одним рабочим объемом и с одинаковым вариантом комплектации, но с разной номинальной мощностью и частотой вращения, расход картерных газов будет различным.

Двигатель с более высокой номинальной мощностью и частотой вращения будет потреблять больше воздуха, и расход картерных газов будет выше. Поэтому если на таком двигателе использовать приспособление с калиброванным отверстием меньшего диаметра, величина их давления может превысить предел измерения манометра.

Номер приспособления по каталогу
Диаметр калиброванного отверстия, мм (дюйм)
3822476
5,61 мм [0,221 дюйма]
3822566
7,67 мм (0,302 дюйма)

Для измерения давления картерных газов подсоедините водяной манометр, номер по каталогу ST1111-3, или его аналог, шкальный манометр или датчик давления к приспособлению.

ПРИМЕЧАНИЕ: Предел измерения водяного манометра, номер по каталогу ST1111-3, равен 944 мм [36 дюймов] водяного столба.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

На таблицах ниже показана связь между измеренным давлением и расходом картерных газов для разных приспособлений

Таблица перевода физических величин при измерении давления картерных газов (диаметр отверстия 5,61 мм [0,221 дюйма], приспособление с номером по каталогу 3822476)
мм [дюйм] H 2O
л/мин [куб.фут/мин]
25.4 [1]
27 [0.953]
50.8 [2]
40 [1.413]
76.2 [3]
48 [1.695]
101.6 [4]
58 [2.048]
127 [5]
64 [2.260]
152.4 [6]
71 [2.507]
177.8 [7]
76 [2.684]
203.2 [8]
81 [2.860]
228.6 [9]
86 [3.037]
254 [10]
90 [3.178]
279.4 [11]
94 [3.320]
304.8 [12]
98 [3.461]
330.2 [13]
102 [3.602]
355.6 [14]
105 [3.708]
381 [15]
109 [3.849]
406.4 [16]
112 [3.955]
431.8 [17]
115 [4.061]
457.2 [18]
118 [4.167]
482.6 [19]
121 [4.723]
508 [20]
124 [4.379]
533.4 [21]
128 [4.520]
558.2 [22]
131 [4.626]
584.2 [23]
135 [4.767]
609.6 [24]
137 [4.838]
635 [25]
140 [4.944]
660.4 [26]
144 [5.085]
685.8 [27]
147 [5.191]
711.2 [28]
150 [5.297]
736.6 [29]
154 [5.438]
762 [30]
157 [5.544]
787.4 [31]
160 [5.650]
812.8 [32]
163 [5.756]
838.2 [33]
166 [5.862]
863.6 [34]
169 [5.968]
889 [35]
172 [6.074]

Таблица перевода физических величин при измерении давления картерных газов (диаметр отверстия 7,67 мм [0,302 дюйма], приспособление с номером по каталогу 3822566)
мм [дюйм] H 2O
л/мин [куб.фут/мин]
25.4 [1]
50 [1.766]
50.8 [2]
84 [2.966]
76.2 [3]
103 [3.637]
101.6 [4]
119 [4.202]
127 [5]
133 [4.697]
152.4 [6]
145 [5.121]
177.8 [7]
155 [5.474]
203.2 [8]
164 [5.792]
228.6 [9]
172 [6.074]
254 [10]
180 [6.357]
279.4 [11]
187 [6.604]
304.8 [12]
193 [6.816]
330.2 [13]
200 [7.063]
355.6 [14]
206 [7.275]
381 [15]
211 [7.451]
406.4 [16]
217 [7.663]
431.8 [17]
222 [7.840]
457.2 [18]
226 [7.981]
482.6 [19]
229 [8.087]
508 [20]
235 [8.299]
533.4 [21]
239 [8.440]
558.8 [22]
242 [8.546]
584.2 [23]
246 [8.687]
609.6 [24]
248 [8.758]

В таблице ниже приводятся общие данные по давлению картерных газов для двигателей среднего класса. Из-за большого разнообразия типов, вариантов комплектации и значений номинальной мощности/частоты вращения эти величины предназначены для использования только в качестве рекомендаций при определении наличия проблемы. Они не являются критериями исправности двигателя.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если есть предположение, что внутреннее повреждение двигателя является причиной повышенного давления картерных газов, для его подтверждения необходимы другие действия,

На результаты измерения давления картерных газов следует опираться при определении степени приработки деталей двигателя после капитального ремонта или при наличии других признаков неисправностей. В число этих признаков входят следующие:

  • Повышенный выброс масла через трубку сапуна картера двигателя
  • Высокое давление в картере двигателя (для двигателей с датчиком давления в картере)
  • Снижение мощности
  • Расход масла
  • Дымность.

При отсутствии других признаков выполнять весь объем работ по измерению давления картерных газов не нужно.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если есть предположение, что внутреннее повреждение двигателя является причиной повышенного давления картерных газов, для его подтверждения необходимы другие действия, в том числе:

  • Проверьте соответствие норме технологии обслуживания двигателя
  • Вскройте масляный фильтр и проверьте, нет ли в нем посторонних частиц
  • Проведите анализ пробы масла на наличие загрязнений.
 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Давление картерных газов для двигателей среднего класса
 
Давление картерных газов для нового двигателя или двигателя после капитального ремонта, мм [дюймы] H 2O
Давление картерных газов при диагностике двигателя, мм [дюймы] H 2O
Модель двигателя
Приспособление для измерения давления картерных газов, номер по каталогу 3822476, с калиброванным отверстием диаметром 5,61 мм [0,221 дюйма]
Приспособление для измерения давления картерных газов, номер по каталогу 3822566, с калиброванным отверстием диаметром 7,67 мм [0,302 дюйма]
Приспособление для измерения давления картерных газов, номер по каталогу 3822476, с калиброванным отверстием диаметром 5,61 мм [0,221 дюйма]
Приспособление для измерения давления картерных газов, номер по каталогу 3822566, с калиброванным отверстием диаметром 7,67 мм [0,302 дюйма]
A1400 и A1700 (без турбонаддува)
25.4 [1]
 
25.4 [1]
 
A2000 и A2300 (без турбонаддува)
25.4 [1]
 
38.1 [1.5]
 
A2000 и A2300 (с турбонаддувом)
38.1 [1.5]
 
50.8 [2]
 
ISF2.8
147.3 [5.8]
 
711.2 [28]
 
ISF3.8
101.6 [4]
 
254 [10]
 
B3.3 Tier 1, 2
 
50.8 [2]
 
101.6 [4]
B3.3, QSB3.3 Tier 3
 
101.6 [4]
 
152.04 [6]
B3.3, QSB3.3 Tier 4 Interim (менее 74 л. с.)
 
50.8 [2]
 
101.6 [4]
B3.9, QSB3.9-30, B4.5, QSB4.5-30 и B4.5 s (без турбонаддува) (менее 250 л.с.)
25.4 [1]
 
76.2 [3]
 
B3.9, QSB3.9-30, B4.5, QSB4.5-30 и B4.5 s (с турбонаддувом) (менее 250 л.с.)
101.6 [4]
 
431.8 [17]
 
B3.9, QSB3.9-30, B4.5, QSB4.5-30 и B4.5 s (с турбонаддувом) (свыше 250 л.с.)
 
25.4 [1]
 
127 [5]
B5.9 (без турбонаддува)
50.8 [2]
     
B5.9, QSB5.9-30 и B6.7 s (менее 250 л.с.)
228 .6 [9]
 
863.6 [34]
 
B5.9, QSB5.9-30 и B6.7 s (более 250 л.с.)
 
50.8 [2]
 
228.6 [9]
ISB, ISBe, QSBe, ISDe, QSB5.9-44 и ISB6.7
 
101.6 [4]
 
254 [10]
C8.3
 
101.6 [4]
 
254 [10]
ISC, ISC e, QSC8.3, ISL, ISL e и QSL9
 
304.8 [12]
 
304.8 [12]
B Gas International, B Gas Plus, B LPG Plus, B5.9G, B5.9 LPG
228.6 [9]
 
889 [35]
 
C8.3G, C Gas Plus, ISL G, L Gas Plus
 
203 [8]
 
457 [18]



Начальная проверка

ПРИМЕЧАНИЕ: Место установки и тип сапуна картера двигателя определяются вариантом исполнения двигателя (с передними или задними распределительными шестернями) и/или его типом (автомобильный, промышленный или судовой).

Перед измерением давления картерных газов проверьте отсутствие засорений в трубке сапуна.

При диагностике причины повышенного выброса масла через трубку сапуна может потребоваться снять его детали для очистки и удаления отложений масла перед измерением давления картерных газов.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте уровень масла в двигателе и, при необходимости, правильность калибровки масломерного щупа. Если уровень масла слишком высокий, это может привести к увеличению давления в картере и/или выбросу масла из сапуна.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Измерение

Подберите приспособление для измерения давления картерных газов для конкретного двигателя. Используйте таблицу "Давление картерных газов для двигателей среднего класса" для подбора этого приспособления, исходя из типа и/или мощности двигателя.

Номер приспособления по каталогу
Диаметр калиброванного отверстия, мм (дюйм)
3822476
5,61 мм [0,221 дюйма]
3822566
7,67 мм (0,302 дюйма)

ПРИМЕЧАНИЕ: Любое из этих приспособлений может использоваться для измерения давления картерных газов при условии соответствия результатов измерений реальному расходу картерных газов. Используйте таблицы в данной процедуре для подбора необходимого диаметра калиброванного отверстия.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Для измерения давления картерных газов подсоедините водяной манометр, номер по каталогу ST1111-3, шкальный манометр или датчик давления к приспособлению.

ПРИМЕЧАНИЕ: Место расположения трубки сапуна картера двигателя определяется вариантом исполнения двигателя (с передними или задними распределительными шестернями) и/или его типом (автомобильный, промышленный или судовой). Места установки трубки сапуна указаны в Разделе Е, "Идентификация двигателя".

Установите соответствующее приспособление для измерения давления картерных газов:.

  • На двигателях с обычной системой вентиляции картера открытого типа подсоедините это приспособление к концу трубки сапуна картера двигателя. Подсоедините к приспособлению водяной или шкальный манометр, или датчик давления.
  • На двигателях с закрытой системой вентиляции картера двигателя (без фильтра системы вентиляции) отсоедините трубку сапуна и заглушите канал во впускном коллекторе или корпусе компрессора турбонагнетателя. Подсоедините соответствующее приспособление для измерения давления картерных газов к концу трубки сапуна картера двигателя. Подсоедините к приспособлению водяной или шкальный манометр, или датчик давления.
  • На двигателях, в системах вентиляции картера которых установлен фильтр, действуйте в описанном ниже порядке для подключения приборов для измерения давления картерных газов.


SMALL | MEDIUM | LARGE
   

На двигателях ISB CM2150, на которых фильтр системы вентиляции картера двигателя расположен на верхней части крышки коромысел, для подключения измерительных приборов сделайте следующее:

  • Отсоедините магистраль вентиляции картера двигателя от воздуховодов впускной системы турбонагнетателя/комплектного оборудования. Если эта магистраль подсоединена к корпусу турбонагнетателя, снимите фитинг с входного патрубка.