По данным некоторых государственных организаций отработанное моторное масло может быть причиной возникновения онкологических заболеваний и болезней органов репродуктивной системы. Избегайте вдыхания паров отработанного моторного масла, попадания его в организм и продолжительного контакта с ним. Если оно не предназначено для повторного использования, отправьте его на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Во избежание получения травмы не допускайте попадания горячего масла на кожу.
Фирма Камминз рекомендует использовать высококачественное моторное масло класса SAE 15W-40, предназначенное для работы в тяжелых условиях эксплуатации, которое отвечает классификационным категориям CI/SK Американского нефтяного института (API), такое как Cummins Premium Blue®.
ПРИМЕЧАНИЕ: Масло категории SK предназначено для двигателей серии В, поскольку в них используются толкатели скользящего типа.
ПРИМЕЧАНИЕ: При отсутствии масла категорий CI/SK используйте вместо него масло, указанное в соответствующем Руководстве по эксплуатации и обслуживанию".
Непродолжительное использование масел с низкой вязкостью, таких как 10W-30, может облегчить запуск двигателя и обеспечить необходимую подачу масла при температуре окружающего воздуха ниже -5°C (23°F) (см. рис.). Однако постоянное использование масел с низкой вязкостью может сократить срок службы двигателя.
Масло попадает в систему смазки через заборную трубку, по которой оно проходит в эксцентрично-винтовой (героторный) масляный насос. Из него масло под давлением попадает в крышку маслоохладителя, где находится клапан регулировки давления, настроенный на уровень 414 кПа (60 фунт/кв. дюйм). Избыток масла возвращается на вход масляного насоса (двигатели объемом 3,9 и 5,9 л) или в поддон картера двигателя (двигатели объемом 4,5 и 6,7 л). Основной поток масла далее проходит через маслоохладитель к перепускному клапану масляного фильтра, который открывается, если перепад давления на фильтре превышает 345 кПа (50 фунт/кв. дюйм). После фильтра масло поступает в магистраль турбонагнетателя, канал подачи масла к форсункам и главную масляную магистраль через сверление между цилиндрами №№ 1 и 2.
Главный масляный канал проходит через весь блок цилиндров со стороны топливного насоса. Через него масло подается к коренным подшипникам и коленчатому валу. От коренных подшипиков масло поступает к шейкам/втулкам распределительного вала и к форсункам охлаждения поршней (при наличии). Через канал в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам. К головке цилиндров масло поступает по вертикальным каналам из главной масляной магистрали через прокладку головки цилиндров. Далее эти каналы продолжаются в головке до сверлений в опорах коромысел, через которые масло поступает к осям коромысел, гнездам штанг толкателей и подушкам крейцкопфов. Второй главный масляный канал проходит через весь блок цилиндров со стороны маслоохладителя. Через него масло поступает к форсункам охлаждения поршней (при наличии).
При диагностике отказов системы смазки проверьте все очевидные факторы, имеющие отношение к давлению масла: манометры, уровень масла, его загрязнение, вязкость и пр.
Высокое давление масла возникает при первом запуске двигателя в холодную погоду. Обычно давление масла при запуске холодного двигателя равно 689 - 827 кПа (100 - 120 фунт/кв. дюйм). При нормальной работе плунжера регулятора давления оно должно упасть примерно до 414 кПа (60 фунт/кв. дюйм) после прогрева двигателя до рабочей температуры.
Низкое давление масла (или его отсутствие) может быть вызвано несколькими неисправностями, имеющими отношение к системе смазки. В начале изучения проблемы определите, при каких условиях работы двигателя было впервые замечено низкое давление. Ниже приведены условия, при которых возникает низкое давление масла:
Высокий уровень масла может быть причиной его низкого давления. Когда уровень масла таков, что в него погружаются шатуны во время работы двигателя, масло насыщается воздухом, и давление падает.
Низкий уровень масла обычно проявляется не в форме низкого давления, а как кратковременное падение давления при выполнении поворотов или при работе на крутом склоне. Это происходит из-за того, что уровень масла слишком низок, и заборная трубка не погружена в него на всех режимах работы.
Засорение масляного фильтра приводит к постепенному уменьшению давления масла примерно на 69 кПа (10 фунт/кв. дюйм). Давление вернется к нормальному уровню после открытия перепускного клапана. Если не устранить эту ситуацию, она приведет к сильному износу двигателя, поскольку при открытом перепускном клапане он работает на неочищенном масле.
Плохое крепление заборной трубки, повреждение прокладки или трещина в заборной трубке могут привести к ухудшению всасывания масла насосом. В этом случае давление масла при запуске будет низким или равным нулю, но затем восстановится до нормы.
Существует много различных модификаций масляных насосов, которые по внешнему и виду и конструкции схожи друг с другом. Перед установкой нового масляного насоса убедитесь в правильности его подбора для конкретного двигателя.
Порядок снятия и установки насоса описан в Процедуре . Для определения номера масляного насоса по каталогу используйте систему Diesel Technology.
Поскольку в конструкции маслоохладителя не предусмотрены прокладки или уплотнения для разделения масла и охлаждающей жидкости, их смешивание может быть вызвано только нарушением герметичности самого элемента маслоохладителя. См. Процедуру .
Во время работы двигателя давление масла выше, чем у охлаждающей жидкости. Негерметичность маслоохладителя приведет к попаданию масла в систему охлаждения.
Вместе с тем, после выключения двигателя наличие остаточного давления в системе охлаждения может привести к попаданию охлаждающей жидкости в масло.
Для проверки герметичности системы смазки создайте в ней давление 140 кПа (20 фунт/кв. дюйм). После этого снимите следующие детали и проверьте отсутствие утечек:
Крышка коромысел. См. Процедуру 003-011. Утечки указывают на наличие трещин в головке блока цилиндров.
Пробка сливного отверстия системы смазки. См. Процедуру 007-037. Утечки указывают на повреждение маслоохладителя, прокладки головки блока цилиндров или наличие трещин в головке или блоке цилиндров.
Можно проверить уплотнительные кольца форсунок на отсутствие трещин или износа. Отсутствие или повреждение уплотнительного кольца форсунки может привести к отклонению от нормы подачи топлива в цилиндр.
Кроме того, нарушение герметичности в месте контакта форсунки и подающего топливопровода может также привести к повреждению уплотнительных колец или появлению топлива на верхней поверхности головки цилиндров.
Для обеспечения герметичности системы смазки используются различные прокладки, уплотнения и пробки. Большинство утечек можно выявить во время регулярных осмотров двигателя и транспортного средства.
Износ или повреждение уплотнений турбонагнетателя также может привести к попаданию масла в систему охлаждения воздуха и к последующему его сгоранию в двигателе.
Наличие такого состояния можно проверить, сняв патрубок воздуховода или трубопроводы охладителя наддувочного воздуха и проверив, нет ли в них масла. См. Процедуры и .
ПРИМЕЧАНИЕ: После отказа турбонагнетателя или в других случаях, когда происходит попадание масла или посторонних частиц в охладитель наддувочного воздуха, он подлежит очистке.
Потери масла могут также быть вызваны износом или неисправностью компрессора. Проверьте отсутствие нагара в воздуховоде между компрессором и ресивером.
Кроме того, повреждение прокладки головки компрессора или головки цилиндров двигателя также может привести к попаданию масла в охлаждающую жидкость или охлаждающей жидкости в масло при выключении прогретого двигателя.