Раздел 1 - Блок цилиндров - Группа 01


001-014   Шатун




Общие сведения

В двигателях серии В используются шатуны различных типов в зависимости от того, на каком заводе и в какое время двигатель был изготовлен. Не все шатуны взаимозаменяемы. При замене шатуна используйте следующую процедуру для идентификации и определения взаимозаменяемости шатуна.

Не на всех шатунах нанесен его номер по каталогу. Может потребоваться определить физические характеристики шатуна для его сравнения с другими шатунами.

  1. Противовес на крышке шатуна
  2. Выступ с короткой стороны шатуна
  3. Ровная кромка с короткой стороны шатуна
  4. Двутавровая конструкция
  5. Масляные канавки и толщина втулки шатуна


SMALL | MEDIUM | LARGE




Подготовительные операции

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Охлаждающая жидкость токсична. Исключите доступ к ней детей и домашних животных. Если оно не предназначена для повторного использования, отправьте его на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Дождитесь падения температуры ниже 50°C (120°F) для снижения вероятности получения травм от контакта с горячей охлаждающей жидкостью.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

По данным некоторых государственных организаций отработанное моторное масло может быть причиной возникновения онкологических заболеваний и заболеваний органов репродуктивной системы. Избегайте вдыхания паров отработанного моторного масла, попадания его в организм и продолжительного контакта с ним. Если оно не предназначена для повторного использования, отправьте его на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Во избежание получения травмы не допускайте попадания горячего масла на кожу.




SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Очистка и проверка возможности повторного использования

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных соединений следуйте рекомендациям их производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Давление сжатого воздуха, используемого для очистки, не должно превышать 207 кПа (30 фунт/кв. дюйм). При его использовании обязательно надевайте защитную одежду, защитные очки или маску и перчатки.
 ВНИМАНИЕ 

Поверхность контакта шатуна и крышки не проходила механическую обработку. Проявляйте осторожность во избежание повреждения этих деталей во время работы с ними.

Используйте растворитель для очистки шатунов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Крышка всегда должна быть закреплена на шатуне болтами, затянутыми от руки, во избежание повреждения поверхности контакта крышки и шатуна, кроме случаев очистки этой контактной поверхности.

Используйте растворитель и щетку с нейлоновой щетиной для очистки поверхности контакта крышки и шатуна. Просушите контактную поверхность сжатым воздухом.

Просушите шатуны сжатым воздухом.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ВНИМАНИЕ 

Замените шатун в сборе с крышкой при наличии следов истирания на любой из деталей.

Проверьте крышки шатуна, постели подшипника шатуна и болты на отсутствие забоин, трещин, заусенцев, царапин или потертостей.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

ПРИМЕЧАНИЕ: Поверхность контакта шатуна и крышки не подвергается механической обработке. Эта поверхность не должна считаться поврежденной, кроме случаев наличия на ней глубоких забоин или трещин по всей поверхности.

Проверьте состояние поверхности контакта шатуна и крышки.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте отверстие под поршневой палец на отсутствие повреждений.

ПРИМЕЧАНИЕ: В отверстии под поршневой палец в шатуне нет канала подачи масла, который должен быть совмещен с отверстием во втулке, которое является технологическим.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Измерьте внутренний диаметр втулки поршневого пальца в шатуне.

Диаметр втулки поршневого пальца в шатуне

mm in
40.019 МИН 1.5756
40.042 МАКС 1.5765

Если втулка повреждена или не соответствует нормам, замените ее. Используйте приспособление (номер по каталогу 3823902) для снятия и установки втулки.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ВНИМАНИЕ 

Используйте тиски с латунными губками для фиксации шатуна. Вмятины, царапины или забоины на двутавровом участке шатуна могут стать причиной повреждения двигателя.
 ВНИМАНИЕ 

Номер на шатуне должен совпадать с номером на крышке шатуна. Шатуны и крышки изготавливаются в собранном виде, заменять детали по отдельности нельзя. Это может привести к повреждению двигателя.

Смажьте чистым моторным маслом 15W-40 болты шатуна.

Установите на шатун крышку и болты с шайбами.

Затяните болты.

Момент затяжки:  100  n.m  [74 ft-lb]

Используйте циферблатный нутромер для измерения внутреннего диаметра в пределах 20 градусов от каждой части линии разъема.

Измерьте внутренний диаметр в направлении, перпендикулярном линии разъема.

Диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне со снятым подшипником

mm in
72.99 МИН 2.873
73.01 МАКС 2.875

ПРИМЕЧАНИЕ: Если размеры отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне не соответствуют норме, обязательно замените шатун.









SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Повторите описанную выше проверку после установки подшипника в шатун.

Диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне с установленным подшипником

mm in
Стандартный 69.05 МИН 2.719
  69.10 МАКС 2.720


SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне с установленным подшипником (ремонтный размер)

mm in
Ремонтный размер
0,25 мм (0,010 дюйма) 68.80 МИН 2.709
  68.85 МАКС 2.711
0,50 мм (0,020 дюйма) 68.55 МИН 2.699
  68.60 МАКС 2.701
0,75 мм (0,030 дюйма) 68.30 МИН 2.689
  68.35 МАКС 2.691
1,00 мм (0,040 дюйма) 68.05 МИН 2.680
  68.10 МАКС 2.681


SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Измерьте диаметр шатунной шейки коленчатого вала.

Стандартный диаметр шатунной шейки коленчатого вала

mm in
Стандартный 68.962 МИН 2.7150
  69.013 МАКС 2.7170

Диаметр шатунной шейки коленчатого вала (ремонтный размер)

mm in
Ремонтный размер
0,25 мм (0,010 дюйма) 68.712 МИН 2.7052
  68.763 МАКС 2.7072
0,50 мм (0,020 дюйма) 68.462 МИН 2.6954
  68.513 МАКС 2.6974
0,75 мм (0,030 дюйма) 68.212 МИН 2.6855
  68.263 МАКС 2.6875
1,00 мм (0,040 дюйма) 67.962 МИН 2.6767
  68.013 МАКС 2.6787

ПРИМЕЧАНИЕ: Если шатунные шейки коленчатого вала не соответствуют норме, обязательно выполните шлифовку коленчатого вала.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Зазор в подшипнике равен разнице между диаметром отверстия под коленчатый вал в шатуне (с установленным подшипником) и диаметром шатунной шейки коленчатого вала.

Зазор в шатунном подшипнике

mm in
0.04 МИН 0.002
0.12 МАКС 0.005




SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Зазор в подшипнике можно также определить с помощью специального щупа при сборке двигателя.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если зазор не соответствует норме, замените подшипник или попробуйте установить другой комплект подшипников.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Завершающие операции

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.






SMALL | MEDIUM | LARGE


Last Modified:  31-май-2011
 © 2000-2010  Cummins Inc.  С сохранением всех прав.