Раздел 1 - Блок цилиндров - Группа 01


001-006   Коренные подшипники



Подготовительные операции

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

По данным некоторых государственных организаций отработанное моторное масло может быть причиной возникновения онкологических заболеваний и болезней органов репродуктивной системы. Избегайте вдыхания паров отработанного моторного масла, попадания его в организм и продолжительного контакта с ним. Если оно не предназначена для повторного использования, отправьте его на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Во избежание получения травмы не допускайте попадания горячего масла на кожу.








Снятие

Перед снятием крышек коренных подшипников проверьте наличие установочных меток, четко нанесенных на крышках и блоке цилиндров.

Нумерация крышек начинается от передней части двигателя.



   

ПРИМЕЧАНИЕ: При замене подшипников без снятия двигателя с шасси: Замените крышки 2 - 4, когда коленчатый вал опирается на крышки 1 и 5. После замены крышек 2 - 4 замените крышки 1 и 5.

 
   

 ВНИМАНИЕ 

Не используйте рычаг для отсоединения крышек коренных подшипников от блока цилиндров. Это может привести к повреждению крышек коренных подшипников и блока цилиндров.

Полностью отверните болты крышки коренного подшипника, но не снимайте их.

Используя два болта, покачайте крышку, чтобы она сдвинулась. Будьте осторожны, чтобы не повредить резьбу на болтах.

Снимите крышку коренного подшипника.



   

По мере снятия наносите на коренные подшипники метки в соответствии с местами их установки и номерами цилиндров.

Наносите метку на выступ подшипника с помощью шила.

ПРИМЕЧАНИЕ: Метки наносятся на подшипники для их последующей идентификации или анализа возможной неисправности.

 
   

Выполните эту операцию для снятия верхних вкладышей всех коренных подшипников, кроме заднего коренного подшипника № 5.

Для снятия верхнего вкладыша коренного подшипника установите приспособление для замены коренных подшипников (номер по каталогу 3823818) в отверстие для смазки коренной шейки коленчатого вала.

При помощи приспособления для проворачивания коленчатого вала, номер по каталогу 3824591, поверните вал так, чтобы приспособление коснулось верхнего вкладыша коренного подшипника со стороны, обратной выступу.

Продолжайте поворачивать коленчатый вал так, чтобы сторона верхнего вкладыша с выступом (1) вышла из блока цилиндров первой.

Снимите вкладыш.



   

 ВНИМАНИЕ 

Будьте осторожны, чтобы не повредить отверткой коленчатый вал или блок цилиндров.

ПРИМЕЧАНИЕ: В задней коренной шейке № 5 отверстия нет, поэтому использовать приспособление для замены вкладыша нельзя.

При помощи отвертки с плоским шлицем аккуратно оторвите один край вкладыша от блока цилиндров. Затем, придерживая пальцем вкладыш, поверните коленчатый вал так, чтобы вкладыш вышел наружу.



   




Очистка и проверка возможности повторного использования

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При очистке паром используйте защитные очки или маску, а также защитную одежду. Горячий пар может вызвать тяжёлую травму.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При работе со сжатым воздухом пользуйтесь средствами защиты глаз и лица. Разлетающиеся в стороны частицы грязи могут привести к травмам.

Для очистки крышек коренных подшипников используйте пар или горячую мыльную воду.

Просушите сжатым воздухом.



   

Проверьте все крышки коренных подшипников, болты и упорные подшипники на отсутствие глубоких задиров, следов перегрева и пр.

Замените все поврежденные детали. Если крышка шатунного подшипника повреждена, блок цилиндров подлежит замене.



   

Убедитесь в наличии направляющих втулок в крышках коренных подшипников.



   

Проверьте коренные шейки коленчатого вала на отсутствие повреждений или чрезмерного износа. Допускается наличие незначительных царапин.

Если осевой люфт коленчатого вала, измеренный во время начальной проверки, окажется вне нормы, обязательно проверьте его поверхность под упорный подшипник на отсутствие повышенного износа или повреждений. Допускается наличие незначительных царапин.

Место установки упорного подшипника: коренная шейка № 4.

При обнаружении повреждений снимите коленчатый вал.

Кроме того, проверьте поверхности упорного подшипника на отсутствие повышенного износа. При обнаружении чрезмерного износа замените упорный подшипник.





   

Проверьте вкладыши подшипника на отсутствие повреждений.

Замените вкладыши со следующими повреждениями:

  • Точечная коррозия
  • Отслаивание
  • Коррозии
  • Повреждения выступа вкладыша подшипника
  • Царапины.


   

Проверьте состояние опорной поверхности вкладыша подшипника на отсутствие забоин или заусенцев. Если не удается удалить забоины или заусенцы при помощи наждачного бруска (номер по каталогу 3823258) или его аналога, подшипники необходимо заменить.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если вкладыш подшипника поврежден, необходимо заменить оба вкладыша подшипника.

ПРИМЕЧАНИЕ: Более подробные сведения о повреждениях подшипника приведены в Бюллетене 3810387, "Анализ и предотвращение неисправностей подшипника".



   




Измерение

Измерьте толщину вкладыша коренного подшипника микрометром с шариковым наконечником. Данный замер следует брать на расстоянии не менее 5 мм [0,2 дюйма] от торца подшипника, а не от самого его края.

Размеры коренного подшипника

mm in
Стандартный 2.306 МИН 0.0908
  2.464 МАКС 0.097

Отправьте вкладыш подшипника на утилизацию, если его толщина не соответствует техническим условиям.



   

ПРИМЕЧАНИЕ: Для идентификации коренных подшипников используются номер детали по каталогу, отштампованный на их обратной стороне.



   

 ВНИМАНИЕ 

Несоблюдение требования по проверке болта коренного подшипника на соответствие нормам повторного использования может привести к серьезным повреждениям двигателя.

Используйте следующую процедуру для проверки возможности повторного использования болта коренного подшипника.





   




Установка

 ВНИМАНИЕ 

Не смазывайте сторону вкладыша подшипника, обращенную к блоку цилиндров.

Верхний вкладыш коренного подшипника

ПРИМЕЧАНИЕ: Устанавливайте крышку коренного подшипника после установки каждого верхнего вкладыша для его фиксации по месту во время установки остальных коренных подшипников.

Нанесите на верхние вкладыши коренных подшипников масло для сборочных работ (номер по каталогу 3163086).



   

ПРИМЕЧАНИЕ: Упорный подшипник коленчатого вала должен устанавливаться на коренную шейку №4.

ПРИМЕЧАНИЕ: Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы. На обратную сторону вкладышей нанесены метки для их правильной ориентации при установке.

Установите верхние вкладыши коренных подшипников.

Вставьте вкладыш в зазор между шейкой коленчатого вала и блоком цилиндров стороной, обратной выступу. Задвиньте вкладыш как можно глубже рукой.

При установке упорного подшипника может потребоваться сместить коленчатый вал в осевом направлении.



   

 ВНИМАНИЕ 

Не допускайте проскальзывания стержня под вкладыш.

Выполните эту операцию для завершения установки верхних вкладышей всех коренных подшипников, кроме заднего коренного подшипника № 5.

С помощью приспособления для замены коренных подшипников (номер по каталогу 3823818) завершите установку коренного подшипника. Проворачивайте коленчатый вал с помощью соответствующего приспособления (номер по каталогу 3824591).

Убедитесь в том, что выступ (1) на вкладыше оказался в пазу (2) на блоке цилиндров. Приложите усилие для завершения установки вкладыша.



   

 ВНИМАНИЕ 

Будьте осторожны, чтобы не повредить отверткой коленчатый вал или блок цилиндров.

ПРИМЕЧАНИЕ: В задней коренной шейке № 5 отверстия нет, поэтому использовать приспособление для замены вкладыша нельзя.

Установите коренной подшипник №5.

Вставьте коренной подшипник вкладыш стороной, обратной выступу, и задвиньте его как можно глубже рукой.

Используйте плоскую отвертку для установки коренного подшипника по месту, вращая при этом коленчатый вал.

Убедитесь в том, что выступ коренного подшипника вошел в паз на блоке цилиндров.



   

 ВНИМАНИЕ 

Не смазывайте обратную сторону вкладыша, обращенную к крышке коренного подшипника.

Нижние вкладыши коренных подшипников

Убедившись в отсутствии на обратной стороне нижних вкладышей коренных подшипников грязи и посторонних частиц, вставьте их в крышки коренных подшипников.

Обязательно совместите выступы на вкладышах с выступами на крышках коренных подшипников.

Нанесите масло для сборочных работ (номер по каталогу 3163087) на поверхности коренных подшипников и упорного подшипника со стороны коленчатого вала.



   

 ВНИМАНИЕ 

Убедитесь в том, что крышки установлены в те же места, откуда они были сняты.

Убедитесь в том, что на поверхностях между крышками коренных подшипников и блоком цилиндров нет грязи и посторонних частиц.

Установите крышку коренного подшипника на место, совместив направляющие втулки с отверстиями в блоке цилиндров.





   

На крышки коренных подшипников имеются номера, соответствующие местам их установки, которые были нанесены до или во время снятия. Нумерация начинается от передней части блока цилиндров.

ПРИМЕЧАНИЕ: Крышки должны быть установлены так, чтобы номера на них соответствовали номерам постелей подшипников в блоке цилиндров. Выступы в постели и крышке коренного подшипника должны быть с одной и той же стороны.

Установите крышки коренных подшипников. Обязательно совместите направляющие втулки на крышке коренного подшипника с соответствующими отверстиями в блоке цилиндров.



   

Смажьте резьбу и нижнюю часть головок болтов крышек коренных подшипников чистым моторным маслом.