Раздел 8 - Система охлаждения - Группа 08


008-013   Термостат системы охлаждения



Общие сведения

Термостат обеспечивает управление температурой охлаждающей жидкости двигателя. Когда она ниже рабочего уровня, охлаждающая жидкость перепускается к входу водяного насоса. Когда температура охлаждающей жидкости достигает рабочего уровня, термостат открывается, перекрывая перепускной канал и заставляя охлаждающую жидкость двигателя поступать в радиатор или теплообменник.

Ошибка при подборе термостата или его неисправность может привести к работе двигателя при слишком низкой или слишком высокой температуре охлаждающей жидкости.

 

 ВНИМАНИЕ 

Категорически не допускается эксплуатация двигателя без термостата. При его отсутствии охлаждающая жидкость пойдет по пути наименьшего сопротивления через перепускной канал на вход водяного насоса. Это может привести к перегреву двигателя.
 
   

В термостате предусмотрен клапан для перепуска воздуха через термостат, когда он закрыт. Это позволяет выпускать воздух во время заполнения системы охлаждения.

 
   




Проверка герметичности

Для проверки термостата на отсутствие утечек следует выполнить следующие операции.

Закрыв термостат на 1 минуту при работающем двигателе, следует выполнить следующую проверку.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости используйте диагностический комплект. Температура охлаждающей жидкости должна быть ниже 38°C (100°F), чтобы термостат точно не открылся при проверке.

 
   

Отсоедините шланг радиатора от выходного водяного патрубка.

Установите на шланг такого же размера на выходной водяной патрубок. Он должен быть достаточно длинным, чтобы достать до установленной в стороне пустой ёмкости для сбора охлаждающей жидкости.

Установите шланг и затяните хомут на выходном водяном патрубке.

Поместите другой конец шланга в ёмкость.

 
   

Температуру охлаждающей жидкости следует контролировать во время этой проверки, следя за тем, когда она достигнет номинального значения, при котором происходит открытие термостата. Номинальное значение температуры открытия термостата приводится в разделе "Измерения" данной процедуры. Если термостат откроется во время данной проверки, считается, что она проведена неправильно и должна быть повторена.

Запустите двигатель и дайте ему поработать при номинальной частоте вращения в течение 1 минуты.

Выключите двигатель и измерьте объем охлаждающей жидкости в емкости.

Объем собранной охлаждающей жидкости не должен превышать 120 куб. см (4,2 жидкой унции).

Если объём собранной жидкости больше, чем 120 куб.см (4,2 жидкой унции), это говорит о негерметичности термостата, который подлежит замене.



   




Подготовительные операции

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Охлаждающая жидкость токсична. Держите её подальше от детей и домашних животных. Если оно не предназначена для повторного использования, отправьте его на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Не снимайте крышку заливной горловины с горячего двигателя. Дайте охлаждающей жидкости остыть до температуры ниже 50°C (120°F) перед снятием крышки. Выброс горячей охлаждающей жидкости или пара может привести к травмам.
  • Отключите аккумуляторные батареи. См. Процедуру 013-009 в Разделе 13.
  • Слейте охлаждающую жидкость так, чтобы её уровень оказался ниже термостата. См. Процедуру 008-018 в Разделе 8.
  • Отсоедините верхний шланг радиатора от выходного водяного патрубка. См. Руководство по ремонту комплектного оборудования.




   




Снятие

Снимите болты крепления выпускного водяного патрубка.

Снимите выходной водяной патрубок.

Снимите термостат.



   




Очистка и проверка возможности повторного использования

 ВНИМАНИЕ 

Не допускайте попадания посторонних частиц в полость термостата при очистке поверхностей под прокладки. Это может привести к повреждению системы охлаждения и двигателя.

Очистите контактные поверхности, используя абразивную губку (номер по каталогу 3823258) или ее аналог и чистую ткань.



   

Проверьте уплотнение термостата на отсутствие внешних повреждений. Проверьте на отсутствие трещин, прилипших инородных частиц, деформированного седла обратного клапана и прочих повреждений.

Замените термостат при обнаружении повреждений.



   




Измерение

Для выяснения исправности термостата следует проверить температуру его открытия.

ПРИМЕЧАНИЕ: Термостат и термометр не должны касаться боковых стенок ёмкости.

Подвесьте термостат и термометр на 100°C (212°F) в ёмкости с водой.



   

Нагрейте воду и проверьте работу термостата следующим образом:

ПРИМЕЧАНИЕ: Номинальная рабочая температура указана на корпусе термостата. Для проверки правильности установленного температурного диапазона обратитесь к соответствующим источникам информации о деталях.

Термостат должен отвечать следующим требованиям:

Термостат с номинальной температурой 82°C (180°F)

Температура открытия термостата

celsius fahrenheit
Начальная фаза открытия 79 МИН 175
  83 МАКС 182
Полное открытие   94 МАКС 202


   




Установка

 ВНИМАНИЕ 

Обязательно используйте термостат требуемой модели, не допускайте работы двигателя без термостата. При его отсутствии двигатель может перегреться, потому что охлаждающая жидкость пойдет по пути наименьшего сопротивления через перепускной канал к входу водяного насоса. Ошибка при подборе термостата может привести к перегреву двигателя или к его работе при пониженной температуре.

ПРИМЕЧАНИЕ: При повторном использовании термостата проследите, чтобы было поставлено новое уплотнение.

Установите термостат в его корпус.



   

Установите впускной водяной патрубок и крепежные болты.

Затяните болты.

Момент затяжки:  7.5  n.m  [66 in-lb]




   




Завершающие операции

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
 ВНИМАНИЕ 

Обязательно удалите воздух из системы охлаждения двигателя при заливке охлаждающей жидкости во избежание его перегрева.
  • Подсоедините верхний шланг радиатора к выходному водяному патрубку. См. Руководство по ремонту комплектного оборудования.
  • Залейте жидкость в систему охлаждения. См. Процедуру 008-018 в Разделе 8.
  • Подключите аккумуляторные батареи. См. Процедуру 013-009 в Разделе 13.
  • Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек.








(C) © 2000-2010  Cummins Inc.  С сохранением всех прав.